Азбука современного бильярда
Правила бильярда
Общие правила русского бильярда

Данные правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей русского бильярда

«Русская пирамида»

При игре в «Русскую пирамиду» следует руководствоваться «Общими правилами русского бильярда»

«Московская пирамида»

Пятнадцать прицельных шаров расставляют в форме пирамиды с вершиной на задней отметке

«Американка»

Игра ведется шестнадцатью шарами, каждый из которых может быть битком или прицельным шаром
Техника и тактика
Снукер
Снукер

Снукер чрезвычайно сложная и зрелищная лузная игра, сочетающая наступательные и оборонительные аспекты

Международный снукер
Американский снукер
Гольф

Карамбольные игры
Карамбольные игры

Карамболь чрезвычайно популярен во многих странах мира и особенно в Западной Европе

Общие правила
Карамболь
Однобортный карамболь
Трехбортный карамболь
Бриллиантовая система

Понятие о резке

Секреты бильярда

Азбука бильярда
Бильярдные термины

Азбука
содержит единую систему понятий и определений с подробными комментариями и пояснениями, а в ряде случаев и практическими советами, предназначенными прежде всего для начинающих и любителей.

Спортивный пул
Спортивный пул

Настоящие правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей пула

Общие правила пула
«Восьмерка»
«Девятка»
«Прямой пул»

Развлекательный пул
Инструкции
Разное
Понятие о резкеСоударение битка с прицельным шаром занимает особое положение в технике бильярдной игры. С одной стороны, мы придаем движение прицельному шару. С другой - изменяем скорость и направление движения битка. Этот вопрос достаточно сложен, и мы рассмотрим пока лишь одну его сторону - придание движения прицельному шару. Будем считать, что шары абсолютно упругие и трение между ними отсутствует. Это почти соответствует действительности. По крайней мере, если шары арамитовые. При соударении прицельный шар приходит в движение под действием ударного импульса, который направлен от точки соударения к центру шара. Это и лежит в основе РЕЗКИ. Правильная резка - основа хорошей КЛАДКИ. Однако закономерности резки необходимо знать и учитывать при выполнении любого удара, независимо от того, сыгрываем мы шар в лузу или нет. Умение направить прицельный шар в заданную точку игровой поверхности стола является важным элементом позиционной игры. Кроме того, от резки во многом зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.

Соударение на резке

Соударение на резке

Посмотрим на рис. Допустим, что нам нужно придать прицельному шару движение в направлении к центру лузы (стрелка а). Тогда ударную силу нужно приложить с диаметрально противоположной стороны. Другими словами, соударение должно произойти в точке А. Эту точку мы так и будем называть - ТОЧКОЙ СОУДАРЕНИЯ. Определить точку соударения несложно. Для этого нужно подойти к прицельному шару со стороны противоположной лузе и внимательно посмотреть в направлении стрелки а. Тогда точка соударения будет смотреть прямо на вас. Для того чтобы соударение произошло в этой точке, центр битка в момент соударения должен находиться в точке В. Это и есть ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ, то есть то место, куда нужно направить биток. ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ ОТСТОИТ ОТ ТОЧКИ СОУДАРЕНИЯ НА ПОЛШАРА. Это принципиально важно для выполнения прицельного удара. (В отечественной бильярдной литературе вслед за Леманом точка соударения называется «истинной точкой прицеливания». На наш взгляд, от этого термина следует отказаться, так как кий при правильном прицеле направлен не в точку соударения, а в точку прицеливания. Предлагаемая терминология соответствует и общепринятой мировой практике.) Прямая линия, соединяющая центр битка с точкой прицеливания, называется ЛИНИЕЙ ПРИЦЕЛИВАНИЯ. Именно вдоль линии прицеливания должен двигаться кий при правильном ударе. И именно вдоль линии прицеливания следует направить биток. Только тогда удар будет точным. Поэтому нет необходимости доказывать, какое важное значение имеет правильный прицел. Следует добавить, что как только линия прицеливания установлена и взгляд скользит вдоль нее, то любую точку на этой линии можно использовать в качестве ориентира для прицела, иногда даже точку на поручне или игровой поверхности стола. (В некоторых случаях бывает полезно прикинуть, какая точка на поверхности битка войдет в соприкосновение с прицельным шаром. Как это сделать, видно из рисунка. Искомая точка обозначена буквой С. Направление прямой СА совпадает с направлением линии прицеливания.)

Угол между направлением прицеливания и приданным направлением движения прицельного шара мы будем называть УГЛОМ РЕЗКИ. По мере смещения линии прицеливания в сторону от центра прицельного шара он изменяется от 0 до 90 градусов. При ЛОБОВОМ УДАРЕ, когда точка прицеливания совпадает с центром прицельного шара, угол резки равен нулю. Прицельный шар получает движение в направлении первоначального движения битка. При лобовом соударении практически вся энергия поступательного движения битка передается прицельному шару. И напротив, при выполнении удара на ПРЕДЕЛЬНОЙ РЕЗКЕ, когда биток едва касается прицельного шара, угол резки близок к 90 градусам. При этом прицельный шар получает крайне малый импульс поступательного движения, в то время как биток практически сохраняет свою кинетическую энергию.

Остальные случаи занимают промежуточное положение. Представляет особый интерес РЕЗКА В ПОЛШАРА, когда точка прицеливания смещена на полшара в сторону от центра, при этом естественным ориентиром для прицеливания служит край прицельного шара. Угол резки в этом случае в точности равен 30 градусам. Вот, пожалуй, и все, что необходимо знать о резке. Остальное приходит с опытом. Практикуйте удары под самыми различными углами резки с постепенным увеличением расстояния между шарами. Со временем вы научитесь безошибочно определять точку соударения и точку прицеливания буквально с первого взгляда, как это и делают мастера.

Бильярд. Азбука современного бильярда