
При игре в «Девятку» следует руководствоваться «Общими правилами
пула», а также нижеследующими правилами:
1. Цель игры. «Девятка» играется битком и девятью прицельными
шарами с номерами от единицы до девяти. При любом ударе биток
должен коснуться вначале шара с наименьшим номером, однако шары
не обязательно забивать по порядку номеров. Если при правильном
ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок остается у стола и
продолжает игру до тех пор, пока не совершит промах, нарушит
правила или одержит победу, положив в лузу девятку. Вступая в
игру после промаха, партнер принимает сложившуюся на столе
позицию, однако после совершения его соперником какого-либо
нарушения правил он имеет право играть с руки, установив биток в
любом месте стола. Объявлять заказ не требуется. Матч заканчивается после того, как
один из игроков выиграет заданное число партий.
«Девятка»
2. Расстановка шаров. Прицельные шары расставляют в форме
ромба, при этом единица располагается в вершине ромба на задней
отметке, девятка - в центре, а остальные шары в произвольном
порядке вплотную друг к другу.
3. Правильный начальный удар. Начальный удар подчиняется тем же
правилам, что и любой другой удар. Отличие, однако, состоит в
следующем:
а) Игрок должен попасть по единице и при этом либо забить в лузу
какой-либо прицельный шар, либо довести до борта по крайней мере
четыре прицельных шара.
б) Если биток упал в лузу или выскочил за борт, а также если не
выполнены требования к начальному удару, то это является
нарушением правил, при этом вступающий в игру соперник имеет
право играть с руки с любого места стола.
в) Если при выполнении начального удара за борт выскакивает
прицельный шар, то это также является нарушением, и вступающий в
игру соперник играет с руки с любого места стола. Прицельный шар
при этом не выставляется (исключение: если за борт выскакивает
девятка, то она выставляется).
4. Продолжение игры. При выполнении удара,
непосредственно следующего за начальным, игрок имеет право на «пуш-аут»
(см. п. 5.5). Если игрок при выполнении правильного начального
удара положил в лузу хотя бы один прицельный шар, то он
продолжает игру до промаха, нарушения или победы в партии. Если
игрок промахивается или совершает нарушение, то вступающий в
игру соперник начинает свою серию и в свою очередь продолжает
игру до промаха, нарушения или победы. Игра заканчивается, если
при правильном ударе забита девятка или если одному из игроков
засчитывается поражение за серьезное нарушение правил.
5. Пуш-аут. Игрок, выполняющий удар непосредственно после
правильного начального удара, имеет право сыграть «пуш-аут»,
суть которого состоит в том, чтобы переместить биток в более
выгодное положение с точки зрения дальнейшего развития партии.
При выполнении «пуш-аута» биток не обязательно должен коснуться
какого-либо шара или дойти до борта, однако все остальные
правила действуют.
Игрок должен объявить о своем намерении сыграть «пуш-аут» до
удара, в противном случае удар рассматривается как обычный.
Любой шар, забитый при «пуш-ауте», не засчитывается и остается в
лузе, за исключением девятки. После правильного «пуш-аута»
вступающий в игру соперник имеет право либо принять позицию и
произвести удар по битку, либо уступить удар игроку, сыгравшему
«пуш-аут». Если при выполнении начального удара биток упал в
лузу, то вступающий в игру соперник не имеет права на «пуш-аут».
6. Игра после нарушения. Если игрок совершает нарушение,
то его серия у стола заканчивается, а все неправильно забитые
шары остаются в лузах (за исключением девятки, которая
выставляется). Вступающий в игру соперник получает право на удар
с руки, при этом он может располагать биток в любом месте стола.
Несколько нарушений, совершенных при выполнении одного удара,
рассматриваются как одно нарушение.
7. Промах по очередному шару. Удар считается
неправильным, если первое касание битка произошло с шаром, номер
которого не является наименьшим на столе.
8. Недоведение до борта. Удар считается неправильным,
если ни один из прицельных шаров не забит в лузу, а после
касания прицельного шара ни биток, ни какой-либо из прицельных
шаров не доведен до борта.
9. Удар с руки. При выполнении удара с руки игрок может
располагать биток в любом месте на игровой поверхности стола, но
не вплотную к прицельному шару. Он может изменить положение
битка до нанесения удара.
10. Выскочившие прицельные шары. Незабитый шар считается
выскочившим, если он остановился где угодно, но не на игровой
поверхности стола. Выс-какивание за борт прицельного шара
считается нарушением. Выскочившие прицельные шары не
выставляются (за исключением девятки), и игра продолжается.
11. Три нарушения подряд. Если игрок нарушает правила три
раза подряд при выполнении трех последовательных ударов (без
промежуточных правильных ударов), то ему засчитывается поражение
в партии. Три нарушения должны быть совершены в одной партии.
Между вторым и третьим нарушением должно последовать
предупреждение.
12. Серия. Серия начинается с момента получения игроком
права на удар и заканчивается вместе с ударом, при выполнении
которого он либо промахивается по лузе, либо нарушает правила,
либо одерживает победу, а также если игрок нарушает правила в
перерыве между ударами.
13. Партия. Партия начинается после того, как биток при
выполнении начального удара пересекает переднюю линию. При этом
необходимо попасть по единице. Партия завершается после того,
как в результате правильного удара забита девятка, а также если
одному из игроков засчитано поражение.