
Предлагаемая азбука - это не просто словарь бильярдных терминов.
По существу это - краткий справочник, отражающий технику и
тактику многих современных бильярдных игр, а также современные
правила, современное оборудование и аксессуары. Азбука содержит
единую систему понятий и определений с подробными комментариями
и пояснениями, а в ряде случаев и практическими советами,
предназначенными прежде всего для начинающих и любителей. Однако
в целом она ориентирована на самые различные категории
читателей.
К составлению азбуки автора буквально вынудил ряд объективных
причин. Во-первых, выяснилось, что бильярдных понятий и терминов
катастрофически не хватает. Во-вторых, оказалось, что даже в
рамках существующих бильярдных терминов царит полнейшая
неразбериха. Одни и те же понятия до сих пор называются
по-разному, а одним и тем же терминам придается разный смысл.
Для одних понятий имеют хождение несколько зачастую устаревших
терминов, а для многих других нет даже подходящих названий.
Профессиональные бильярдисты говорят между собой на только им
одним понятном языке, а то и вовсе на разных языках. Каково же в
такой ситуации новичкам и любителям и о какой методологии может
идти речь.
При составлении азбуки автор отказался от многих устаревших
терминов, не используемых в бильярдной практике, но кочующих на
протяжении последних ста лет из одного издания в другое
(например, штосе, биллия и т.п.). После долгих сомнений, раздумий
и колебаний автор решил отказаться и от заимствованного у Лемана
термина клапштос (по-немецки klappstoss - хлопающий удар,
«хлопушка»), который встречается практически во всех
отечественных изданиях на бильярдную тему и даже окрещен кое-кем
основным ударом бильярда. И дело вовсе не в том, что это -
неудачный и неуклюжий иностранный термин, который мы без особой
необходимости переписываем из литературы прошлого века. Тут дело
не в названии. Говори хоть «бамбарбия» и даже «киргуду», но при
соблюдении как минимум одного из двух условий - единое понимание
и (или) отсутствие русского аналога. (Этим условиям
удовлетворяет, в частности, оставленный автором французский
термин «массе», который, кстати, является международным.) К
сожалению, в случае с клапштосом нет ни того ни другого.
Известны по крайней мере три трактовки этого термина.
Клапштос, по Леману, трактуется как сильный удар в центр битка,
сообщающий ему лишь скользящее поступательное движение (без
вращения). В таком случае это - нонсенс, так как даже при
сильном ЦЕНТРАЛЬНОМ УДАРЕ за счет трения о сукно уже через 30-50
см начинается сначала небольшая, а затем все более сильная
раскрутка битка, переводящая в конечном счете скольжение в
естественное качение. Удар в центр битка действительно
рекомендуется как основной для начинающих на стадии отработки
ударно-махового движения и прицела. Однако этот удар вовсе не
обязательно должен быть сильным (« хлопающим »).
Клапштос трактуется некоторыми авторами как лобовой удар с
остановкой битка (Леман так и пишет: «Шар... взвился как молния
и замер на дивном клапштосе».). В таком случае это - удар с
остановкой или просто ОСТАНОВКА (в американской бильярдной
литературе такой удар так и называется - stop shot). Причем
остановка и центральный удар (и даже удар чуть ниже центра
битка) - это далеко не одно и то же. Очень многие профессионалы
для остановки используют мягкий удар под самый низ битка. В то
же время сильный центральный удар зачастую используется,
допустим, в «Американке» при прямом ударе по лузе с небольшой
прокаткой битка вперед. Впрочем, имеет право на жизнь и
остановка на тихой подкатке.
И наконец, в просторечии «клапштос» часто трактуется в
буквальном смысле как «хлопушка», то есть пушечный удар по лузе.
Игроков, сотрясающих бильярдный стол неконтролируемыми «хлопштосами»,
давно уже прозвали «хлопушечниками», однако не они делают погоду
в современном бильярде. (К сожалению, привычка не просто
забивать, а вколачивать шары в лузы проистекает прежде всего от
игры на русском столе плохого качества с неприемными лузами и
неупругими бортами. К счастью, в настоящее время многие фирмы
наладили производство качественных русских столов, но это
отдельная тема.) Таким образом, вместо «клапштоса» в зависимости
от контекста рекомендуется использовать два различных термина -
«центральный удар» и «остановка».
Что же касается провозглашения клапштоса основным ударом в
бильярде, то, не говоря уже о том, что возможность произвести
прямой удар по лузе возникает далеко не так часто, как бы нам
этого хотелось, необходимо подчеркнуть следующее. СОВРЕМЕННЫЙ
ЛУЗНЫЙ БИЛЬЯРД - ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА. Поэтому
игровая техника - это главным образом техника контроля и
управления битком. С этой точки зрения ни один конкретный (пусть
даже хорошо отработанный) удар или технический прием никак не
может быть основным. ОСНОВНОЙ УДАР В СОВРЕМЕННОМ ЛУЗНОМ БИЛЬЯРДЕ
- ЭТО УДАР, ВЫТЕКАЮЩИЙ ИЗ ОЦЕНКИ ПОЗИЦИИ. Позиция, и только
позиция определяет выбор тактического и технического приема,
силы и способа нанесения удара по битку.
Наряду с отказом от многих устаревших и утративших смысл
привлечен целый ряд современных международных терминов,
относящихся прежде всего к пулу и снукеру (игра с руки,
очередной шар, открытый стол, кластер, бегущий винт и др.).
В азбуке нашел также отражение и сложившийся лексикон русского
бильярда. Автор, однако, не счел возможным давать
бессодержательные определения типа «про-пих - один из
запрещенных ударов» или «перескок - один из особых ударов». А
также образные определения в духе Лемана: «Маска - когда за
одним шаром не видно другого». Практически все, даже хорошо
известные термины по возможности строго и подробно пояснены. При
этом автор старался кратко осветить механику явлений, их
физический смысл. Особое внимание уделено роли трения о сукно и
характеру соударения битка с прицельным шаром. В связи с этим
некоторым понятиям из современной игровой практики (накат,
остановка, оттяжка и др.) придана несколько иная трактовка. При
этом автор старался разграничить не только понятия «центральный
удар» и «остановка», но и «нижняя подкрутка» и «оттяжка»,
«верхняя подкрутка» и «накат». Целый ряд понятий и терминов
(плоское соударение, угол расхождения, раскрутка битка,
естественный и скользящий накат, жесткий удар и др.) введен и
определен впервые. Кроме того, впервые описан бортовой эффект,
правильный перескок, правило плоского соударения, этапы
ударно-махового движения и многое другое.
Следует подчеркнуть, что предлагаемая «Азбука современного
бильярда» не претендует на освещение всех нюансов. В ней,
однако, названы и пояснены практически все основные технические
и тактические приемы. В том числе и хорошо известные из игровой
практики, но не упоминавшиеся до настоящего времени в бильярдной
литературе элементы позиционной игры (например, наигрыш,
подбивка, удар по отыгрышу, маска со сторожем и др.). Это
обстоятельство особенно важно для начинающих бильярдистов,
желающих играть всерьез. Надеемся, что она будет полезна и более
опытным мастерам, а также спортивным судьям и тренерам.