Азбука современного бильярда
Правила бильярда
Общие правила русского бильярда

Данные правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей русского бильярда

«Русская пирамида»

При игре в «Русскую пирамиду» следует руководствоваться «Общими правилами русского бильярда»

«Московская пирамида»

Пятнадцать прицельных шаров расставляют в форме пирамиды с вершиной на задней отметке

«Американка»

Игра ведется шестнадцатью шарами, каждый из которых может быть битком или прицельным шаром
Техника и тактика
Снукер
Снукер

Снукер чрезвычайно сложная и зрелищная лузная игра, сочетающая наступательные и оборонительные аспекты

Международный снукер
Американский снукер
Гольф

Карамбольные игры
Карамбольные игры

Карамболь чрезвычайно популярен во многих странах мира и особенно в Западной Европе

Общие правила
Карамболь
Однобортный карамболь
Трехбортный карамболь
Бриллиантовая система

Нечет

Секреты бильярда

Азбука бильярда
Бильярдные термины

Азбука
содержит единую систему понятий и определений с подробными комментариями и пояснениями, а в ряде случаев и практическими советами, предназначенными прежде всего для начинающих и любителей.

Спортивный пул
Спортивный пул

Настоящие правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей пула

Общие правила пула
«Восьмерка»
«Девятка»
«Прямой пул»

Развлекательный пул
Инструкции
Разное
НечетОписанная ниже разновидность «Нечета» представляет собой одну из наиболее интересных командных игр в пул. Основанная на правилах игры в «Ротацию», она отличается, однако, особой методикой ведения счета. Четыре игрока различного уровня разбиваются на две команды таким образом, чтобы максимально уравнять шансы обеих сторон. При желании в нее можно играть и один на один.

Количество игроков. Четверо, по два в каждой команде. (При желании количество игроков может быть увеличено, однако лучше всего играть двое надвое.)

Используемые шары. Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток.

Расстановка шаров. Стандартная треугольная пирамида с единицей на задней отметке, двойкой в правом углу, тройкой в левом и пятнадцатым шаром в центре. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.

Цель игры. Первыми набрать 21 очко.

Ведение счета. За каждый правильно забитый нечетный шар команде присуждается одно очко, а зачетный - ноль очков. Кроме того, два дополнительных очка присуждаются команде, набравшей при розыгрыше одной пирамиды 61 очко и более, при этом суммируются номера всех правильно забитых шаров (четных и нечетных). (Если обе команды набирают по 60 очков, то каждой присуждается по одному дополнительному очку.) Таким образом в каждой «пирамиде» разыгрывается до десяти очков. После розыгрыша каждой пирамиды в протоколе фиксируется текущий счет. Партия (до 21 очка) заканчивается после розыгрыша трех-пяти пирамид. Команде, первой набравшей 21 очко, присуждается победа в партии.

Разбитие. Участник, вступающий в игру первым, должен произвести открытое разбитие. В противном случае вступающий в игру соперник имеет право (1) потребовать, чтобы после расстановки шаров заново предыдущий игрок произвел разбитие повторно, или (2) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар, или (3) после расстановки шаров заново произвести разбитие сам. Приведенные требования к разбитию вступают в силу каждый раз, когда в ходе партии на стол выставляется новая пирамида.

Правила игры:

1. Каждый правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.

2. При выполнении любого удара необходимо, чтобы биток коснулся вначале шара с наименьшим номером, после чего должен (1) упасть в лузу какой-либо прицельный шар или (2) дойти до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.

3. Игрок, правильно забивший прицельный шар, обязан произвести следующий удар. Отыгрыш с последующим выставлением шаров не допускается.

4. Если при розыгрыше «пирамиды» одна из команд набрала 61 очко или более (то есть получила право на дополнительные два очка), а на столе остались одни лишь четные шары, то розыгрыш заканчивается; при этом считается, что игрок, забивший в лузу последний, «результативный» шар, забил и все остальные «нулевые» шары.

5. Каждую последующую «пирамиду» разбивает игрок, забивший последний шар при розыгрыше предыдущей «пирамиды».

6. В ходе партии очередность нанесения ударов остается неизменной.

7. Если при выполнении удара с руки из-за передней линии (например, после падения в лузу битка) прицельный шар с наименьшим номером оказывается в доме, то по усмотрению играющего он может быть выставлен на заднюю отметку.

8. Если игрок совершает три нарушения подряд, то его команде засчитывается поражение.

Неправильно забитые прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскочившие прицельные шары. Все выставляются, штраф не налагается.

Выскакивание за борт или падение в лузу битка.

Вступающий в игру соперник играет с руки из дома.

Штрафы за нарушения. Очки не вычитаются. Вступающий в игру соперник имеет право (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар или (2) потребовать, чтобы удар из той же позиции произвел нарушитель (сюда же относится и случай, когда удар производится с руки из дома). Если игрок совершает третье нарушение подряд, то вступает в силу правило игры № 8.

Бильярд. Азбука современного бильярда