Азбука современного бильярда
Бильярд
Правила бильярда
Общие правила русского бильярда

Данные правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей русского бильярда

«Русская пирамида»

При игре в «Русскую пирамиду» следует руководствоваться «Общими правилами русского бильярда»

«Московская пирамида»

Пятнадцать прицельных шаров расставляют в форме пирамиды с вершиной на задней отметке

«Американка»

Игра ведется шестнадцатью шарами, каждый из которых может быть битком или прицельным шаром
Техника и тактика
Снукер
Снукер

Снукер чрезвычайно сложная и зрелищная лузная игра, сочетающая наступательные и оборонительные аспекты

Международный снукер
Американский снукер
Гольф

Карамбольные игры
Карамбольные игры

Карамболь чрезвычайно популярен во многих странах мира и особенно в Западной Европе

Общие правила
Карамболь
Однобортный карамболь
Трехбортный карамболь
Бриллиантовая система

Общие правила карамбольных игр

Секреты бильярда

Азбука бильярда
Бильярдные термины

Азбука
содержит единую систему понятий и определений с подробными комментариями и пояснениями, а в ряде случаев и практическими советами, предназначенными прежде всего для начинающих и любителей.

Спортивный пул
Спортивный пул

Настоящие правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей пула

Общие правила пула
«Восьмерка»
«Девятка»
«Прямой пул»

Развлекательный пул
Инструкции
реклама
Разное
Бильярдные столы, шары, оборудование. Все описанные ниже карамбольные бильярдные игры должны проводиться с использованием бильярдных столов, шаров и оборудования, отвечающих требованиям раздела «Требования к бильярдному оборудованию».

Используемые шары. Два белых шара (или белый и желтый) и один красный. У каждого из игроков имеется свой белый шар, используемый им в качестве битка. Для того чтобы отличить один биток от другого, на один из белых шаров наносятся две или три небольшие цветные точки.

Очередность первого удара. Очередность первого удара определяется в результате розыгрыша или жребия. Игрок, выигравший розыгрыш или жребий, может предоставить право нанесения первого удара своему сопернику.

Выбор битка. Победивший в розыгрыше начального удара имеет право выбрать один из битков - чисто-белый или меченый, который он использует затем до конца игры. При нечетном числе участников биток в процессе игры переходит от одного игрока к другому.

Карамболь

Карамболь

При этом каждый раз используется тот биток, который не был использован предыдущим участником.

Расстановка шаров и начальный удар. Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника ставится на переднюю отметку, а биток игрока, выполняющего начальный удар, располагается на передней линии в пределах 15 см от передней отметки (отсчет ведется от центра шара), как показано на рис. 53.

Первое касание красного шара. При выполнении начального удара необходимо, чтобы биток коснулся вначале красного шара, а не битка соперника.

При выполнении всех последующих ударов биток может касаться любого шара - красного или белого - в любом порядке.

Выскочившие шары выставляются после полной остановки всех шаров (см. раздел «Выставление выскочивших шаров»).

Правильный отыгрыш. При выполнении правильного отыгрыша необходимо, чтобы после соприкосновения битка с прицельным шаром либо биток, либо прицельный шар дошел до борта. В противном случае объявляется фол.

Ограничение. Запрещается отыгрываться два раза подряд. Если игрок отыгрался при выполнении предыдущего удара, то он не имеет права отыгрываться при выполнении следующего. В противном случае объявляется фол.

Игра после отыгрыша. Если игрок при своем предыдущем ударе преднамеренно выполнил отыгрыш (правильный или неправильный), то при следующем подходе к столу он играет «после отыгрыша».

При этом он должен предпринять очевидную попытку произвести правильный результативный удар. Если же он вновь прибегает к отыгрышу (правильному или неправильному), то объявляется фол.

Выставление выскочивших шаров. Выскочивший биток выставляют на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если же и та занята, то на центральную отметку).

Если за борт выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если же и та занята, то на центральную отметку).

Выскочивший красный прицельный шар выставляют на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю отметку, если же и та занята, то на центральную отметку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то вначале согласно указанному выше правилу выставляют биток, а затем прицельный шар.

Если одновременно выскакивают оба прицельных шара, то их выставляют так, как описано выше. Если же биток мешает выставлению одного из шаров, то вначале выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем согласно приведенному выше правилу оставшийся прицельный шар. (Исходное положение считается занятым, если шар нельзя выставить, не задевая другой шар.)

Если за борт выскакивают все три шара, то их расставляют так же, как и при выполнении начального удара.

Если биток не выскочил за борт, то любой правильный результативный удар засчитывается и после выставления прицельных шаров игрок продолжает свою серию.

Во всех случаях после фиксации нарушения соперник принимает сложившуюся на столе позицию.

Биток вплотную к прицельному шару. Если биток располагается вплотную к прицельному шару, то игрок имеет право (1) выставить (только лишь) соприкасающиеся шары (красный - на заднюю отметку, биток играющего - на переднюю отметку, биток соперника - на центральную отметку) или (2) произвести удар «в сторону от шара», с которым биток находится в соприкосновении (то есть биток должен коснуться вначале борта или «свободного» прицельного шара, а затем вновь коснуться прицельного шара, с которым он находился в соприкосновении до удара). Неправильно выполненный удар в сторону от шара наказывается фолом.

Если выбор сделан в пользу первого варианта, а соответствующая отметка занята, то шар выставляется на отметку, предназначенную для «мешающего» прицельного шара.

Биток вплотную к борту. Если биток располагается вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила данной конкретной игры предусматривают определенное число соударений (касаний) с бортами, то первое соударение с близлежащим бортом не засчитывается. (Если соударение с данным бортом происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и все последующие соударения с тем же бортом.)

Игра от борта (определение). Если правила какой-либо конкретной игры предусматривают игру от одного или нескольких бортов, то имеется в виду соударение (или соприкосновение) битка с упругим бортом (исключение составляет случай, рассмотренный выше в разделе «Биток вплотную к борту»). Различные соударения не обязательно должны осуществляться о различные борта. Например, путем сильной верхней или нижней подкрутки битка можно осуществить несколько четких и раздельных соударений с одним и тем же бортом.

Бильярд. Азбука современного бильярда