Азбука современного бильярда
Бильярд
Правила бильярда
Общие правила русского бильярда

Данные правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей русского бильярда

«Русская пирамида»

При игре в «Русскую пирамиду» следует руководствоваться «Общими правилами русского бильярда»

«Московская пирамида»

Пятнадцать прицельных шаров расставляют в форме пирамиды с вершиной на задней отметке

«Американка»

Игра ведется шестнадцатью шарами, каждый из которых может быть битком или прицельным шаром
Техника и тактика
Снукер
Снукер

Снукер чрезвычайно сложная и зрелищная лузная игра, сочетающая наступательные и оборонительные аспекты

Международный снукер
Американский снукер
Гольф

Карамбольные игры
Карамбольные игры

Карамболь чрезвычайно популярен во многих странах мира и особенно в Западной Европе

Общие правила
Карамболь
Однобортный карамболь
Трехбортный карамболь
Бриллиантовая система

Бриллиантовая система

Секреты бильярда

Азбука бильярда
Бильярдные термины

Азбука
содержит единую систему понятий и определений с подробными комментариями и пояснениями, а в ряде случаев и практическими советами, предназначенными прежде всего для начинающих и любителей.

Спортивный пул
Спортивный пул

Настоящие правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей пула

Общие правила пула
«Восьмерка»
«Девятка»
«Прямой пул»

Развлекательный пул
Инструкции
реклама
Разное
Бриллиантовая системаСуществуют различные системы, использующие так называемые бриллианты - особые отметки на бортах (поручнях) бильярдного стола. Приписываемые бриллиантам численные значения позволяют игрокам планировать удары от бортов с помощью простых арифметических подсчетов. Некоторые мастера мирового класса не используют бриллиантовую систему, другие пользуются ей только для того, чтобы проверить свою интуицию или оценку, а третьи - при первой возможности. Суть дела, однако, состоит в том, что при выполнении многих ударов в трехбортном карамболе бриллиантовые системы существенно облегчают умственную работу. Ниже описана наиболее широко используемая система под названием «Пять в углу» или просто «Бриллиантовая система».

Биток, пущенный с небольшим бегущим винтом, отразившись от третьего борта у бриллианта № 1, достигает затем вновь первого борта у бриллианта № 7. Если же биток отражается от третьего борта у бриллианта № 2, то он достигает первого борта у бриллианта № 8 (в углу). Бриллиант № 3 на третьем борту связывает с бриллиантом № 3 (с прицельным числом 3) на коротком борту. Различные бриллианты связаны, как показано на диаграмме. Для того чтобы пользоваться бриллиантовой системой, игрок должен запомнить эти связи, так как ему необходимо знать траекторию битка после отражения от третьего борта.

Бриллиантовая система

Бриллиантовая система

При использовании бриллиантовой системы игрок анализирует свой удар ретроспективно, то есть он выясняет, в каком месте биток должен отразиться от третьего борта, чтобы удар получился результативным. Допустим, например, что оба прицельных шара находятся в правом верхнем углу диаграммы, а биток (как это и изображено) - в правом нижнем. Игрок, запомнивший связи между бриллиантами, знает, что для того, чтобы попасть в правый верхний угол, биток должен отразиться от третьего борта у бриллианта № 2. Обратите внимание на прицельные числа на третьем борту. Они начинаются с 1 у первого бриллианта до 8 в углу. В данном случае игроку нужен второй бриллиант с прицельным числом 2.

Обратите теперь внимание на исходные числа (соответствующие исходным положениям битка) на третьем борту. Они начинаются с 1,5 у первого бриллианта до 5 в углу (отсюда и название системы). Исходные числа продолжаются на коротком борту от б до 8 (см. диаграмму).

Вернемся к рассматриваемому примеру. Играющий должен определить, в каком месте биток должен отразиться от первого борта, чтобы отразиться затем от третьего борта у бриллианта с прицельным числом 2. Биток находится в углу с исходным числом 5. В соответствии с бриллиантовой системой игрок должен из исходного числа (5) вычесть прицельное число (2), что в результате дает 3. Это и есть искомое прицельное число (номер) бриллианта на первом борту, по которому следует нанести удар битком. Если игрок хочет попасть в бриллиант № 1 на третьем борту при том же исходном положении битка (исходное число - 5), он вычитает из числа 5 число 1 и получает 4 - номер бриллианта на первом борту. Если нужно попасть по третьему бриллианту на третьем борту, то нужно из 5 вычесть 3, что дает 2.

Если игрок хочет попасть по бриллианту № 2 на третьем борту, а биток находится в положении с исходным числом 6 на коротком борту, то он из 6 вычитает 2 и получает 4, то есть номер бриллианта на первом борту. Если биток находится в положении с исходным числом 3,5 и играющий хочет попасть по бриллианту № 2 на третьем борту, то он из 3,5 вычитает 2 и получает прицельное число 1,5 и соответствующую прицельную точку на первом борту.

Вернемся еще раз к случаю, когда биток находится в исходном положении 5 на диаграмме, и чтобы он отразился от третьего борта в точке с прицельным числом 2, следует попасть в точку с прицельным числом 3 на первом борту. Обратите внимание на прямую линию, соединяющую исходную точку 5 с прицельной точкой 3 на первом борту.

Если биток расположен на этой линии, то любой ее точке независимо от конкретного положения битка приписывается исходное число 5.

Выше были рассмотрены случаи, когда биток отражается вначале от трех бортов, а затем попадает по прицельным шарам. Бриллиантовую систему можно применить и в случае, когда биток попадает вначале по одному из прицельных шаров. При выполнении такого рода ударов первый прицельный шар задает исходное число. Допустим, что он находится в точности на рассмотренной чуть выше линии с исходным числом 5. Если направить прицельный шар вдоль этой линии, то он ударится о первый борт у бриллианта № 3 и отразится от третьего борта в точке с прицельным числом 2, а затем коснется второго прицельного шара, расположенного в правом верхнем углу.

Игрок, однако, не имеет права наносить удар кием по прицельному шару. Поэтому, заметив, что первый прицельный шар расположен на линии с исходным числом 5, он должен нанести удар таким образом, чтобы биток после соударения с первым прицельным шаром сам ударился о первый борт у третьего бриллианта, а затем, отразившись от третьего борта у второго бриллианта, достиг расположенного в правом верхнем углу второго прицельного шара.

Карамболь от трех бортов

Карамболь от трех бортов

На этом примере видна роль бриллиантовой системы при выполнении карамболя от трех бортов.

В трехбортном карамболе особое значение имеет способность игрока нанести удар по первому прицельному шару таким образом, чтобы после соударения с ним биток попал в заданную точку на первом борту. Другими словами, если игрок не в состоянии отразить биток (простым карамбольным ударом) от первого прицельного шара в заданную точку на первом борту, то его шансы на результативный трехбортный карамболь минимальны.

Если первый прицельный шар расположен на линии с исходным числом 4,5 и игрок хочет попасть в точку с прицельным числом 2 на третьем борту, то он из 4,5 вычитает 2 и, получив в результате 2,5, выполняет удар таким образом, чтобы биток после соударения с первым прицельным шаром отразился от первого борта в точке с прицельным числом 2,5.

Многие игроки отказываются изучать бриллиантовую систему, поскольку письменные объяснения зачастую усложнены и требуют внимательного изучения. Однако если игрок будет следовать описанным выше рекомендациям и проверит их в практической игре у бильярдного стола, то он найдет их достаточно простыми. Конечно, объяснения непосредственно из уст опытного мастера значительно облегчат понимание.

Бриллиантовая система отнюдь не лишена недостатков. Однако при выполнении ударов от трех бортов она является лучшим помощником игроку, нежели его собственная интуиция. Если понаблюдать за тем, как планирует удар опытный мастер трехбортного карамболя, то оказывается, что он определяет прежде всего, от какой точки третьего борта ему следует отразить биток.

Допустим, что биток должен отразиться от третьего борта в точке с прицельным числом 2,5. После этого игрок определяет исходное число для битка. Допустим, что оно равно 4,5. Вычитая 2,5 из 4,5, он приходит к выводу, что для того, чтобы попасть в точку с прицельным числом 2,5 на третьем борту, следует нанести удар в точку с прицельным числом 2 на первом борту. Бриллиантовая система точно указывает игроку точку, в которую нужно попасть битком. Интуиция может подсказать ему примерное положение указанной точки. Однако если удар будет нанесен по точкам с прицельными числами 1,75 или 2,25, то он скорее всего закончится безрезультатно.

При использовании бриллиантовой системы следует наносить удар выше центра битка с небольшим БЕГУЩИМ ВИНТОМ и плавным СОПРОВОЖДЕНИЕМ БИТКА. При ЖЕСТКОМ отрывистом или слишком сильном ударе угол отражения сужается (см. «Бортовой эффект»). Практикуйте удары средней силы с умеренным сопровождением.

Если прицельный шар и биток не располагаются в точности на изображенных на первой диаграмме траекториях, то можно интерполировать или пользоваться дробными значениями исходных и прицельных чисел. Например, если исходное число равно 3,5, а прицельное - 1,25, то, вычитая, получим прицельную точку 2,25 на первом борту. Бриллиантовая система применима далеко не ко всем ударам на бильярдном столе. Она относится лишь к ударам с естественными углами отражения, то есть к естественному качению.

Может случиться, что при игре на конкретном столе угол отражения получается уже. Тогда в расчеты нужно внести поправку, сместив прицельную точку на первом борту. Например, вместо рассчитанного значения 2 использовать 1,75 или даже 1,5. Однако прежде чем вносить поправки, необходимо вначале убедиться в том, что вы действительно наносите удары средней силы с умеренным сопровождением и небольшим БЕГУЩИМ ВИНТОМ. Следует также подчеркнуть, что при использовании бриллиантовой системы следует целить через упругий борт непосредственно в бриллиант, а не в точку на кромке упругого борта напротив бриллианта.

Бильярд. Азбука современного бильярда